Ваш город:

Образование вне зоны доступа: обещания, планы и необратимые последствия

24 февр. 2021 г.
0
356

COVID19 перешагнул в 2021 год и продолжает коварно влиять на все сферы жизнедеятельности общества. Где-то людям уже удалось в течение минувшего года «выстроить линию обороны» и мобилизоваться для встречи с невидимым врагом. Но, как оказалось, мобилизация пока не коснулась сферы образования, где планы внедрения технологий, в соответствии с паспортом Национального проекта «Образование», утвержденным еще в «доковидную эпоху», в декабре 2018 года, реализуются «ни шатко, ни валко».

Образование вне зоны доступа: обещания, планы и необратимые последствия

Вроде бы сроки не поджимают, и до конца 2024 года (то есть, до даты окончательной реализации проекта) времени еще достаточно. Но что делать выпускникам сельских школ и студентам, оказавшимся в режиме самоизоляции, на дистанционном обучении в этом году? Как готовиться к выпускным экзаменам, промежуточным аттестациям, защите дипломов в 2021 году, без доступа к образовательным порталам?

Сигнал SOS из провинции: школьники – «вне зоны доступа»

Короткое сообщение от РИА Новости, 26 декабря: школьники поселка Ишкулово в Башкортостане не смогли принять полноценное участие в викторине - из-за слабого интернета в населенном пункте свои ответы на вопросы удалось отправить только двум ученикам из общего числа желающих. Дети также рассказали, что здесь даже мобильная связь работает с перебоями.

Сколько таких поселков по России, неизвестно. Интернет-провайдеры, как видно из открытых источников Минкомсвязи, готовы инвестировать миллиарды в развитие сети в Подмосковье, конкурируя друг с другом. Провинция же, в отличие от «лакомого куска» в виде самого густонаселенного региона, спросом у бизнеса не пользуется.

В условиях затянувшейся самоизоляции школьники и студенты глубинки готовятся к ЕГЭ уже второй год подряд. Конечно, можно возразить, что жесткие карантинные меры больше распространены именно в густонаселенных пунктах, но цифровое неравенство школьников ставит под сомнение выполнение одной из главных задач Нацпроекта «Образование» – его доступности. Кто знает, может, именно сейчас где-то в архангельской деревне «будущий Ломоносов» пытается «поймать связь», пока провайдеры заботятся о выгодных инвестициях, а Минкомсвязи занимается сбором и обработкой статистических данных.

Да и о качестве обучения сложно давать благоприятные прогнозы, когда ограничен доступ к электронным библиотекам и образовательным платформам. Зато легко догадаться, чем обернется в перспективе «ковидный шторм». А также погоня за выгодными инвестициями и неспешная цифровизация образования в рамках Национального проекта для всех сфер экономики, куда вскоре придут работать нынешние школьники с аттестатами, полученными в условиях эпидемиологической турбулентности.

COVID19 лишь обострил и обнажил проблему цифровизации в образовании: ясно, что в пределах одного ведомства ее не решить, потому что полномочий министра образования и, по совместительству, руководителя Нацпроекта «Образование» С. Кравцова явно недостаточно. Но мониторинг реализации – вполне в рамках его полномочий, тем более, в критической ситуации, когда не исключено введение дополнительных ограничений, как и обсуждение проблемы на высшем уровне. Ведь, смогли же в кратчайшие сроки построить госпитали, создать вакцину. А образование по значимости не менее важное направление развития, от которого зависит, будут ли завтра у государства специалисты, способные решать любые задачи.

О перспективных планах и объективной реальности очного обучения

Как сообщает РИА Новости, С. Кравцов, во время проведения акции «Чудо во дворе», пообещал сделать все возможное, чтобы в новом году дети перешли на очное обучение и «допустил отмену удаленки» для московских школьников. А пока отменена досрочная сдача ЕГЭ 2021, а выпускники, не планирующие поступление в ВУЗы, будут сдавать только выпускные экзамены по русскому языку и математике. То есть, под натиском пандемии Минпросвещения понемногу сдает позиции, несмотря на обещания и предсказания министра.

На самом деле, сколько будет продолжаться режим ограничений, какова вероятность появления новых форм коронавируса и с какими биологическими угрозами столкнется мир в будущем, вряд ли, смогут предсказать даже специалисты. Ожидания и надежды на возвращение в нормальный рабочий ритм в данном случае зависят не только от человека, но и от природы.

В связи с началом внедрения с 10 декабря 2020 года цифровой образовательной среды, на основании соответствующего постановления Правительства РФ, пресс-служба министерства образования РФ приводит цитату министра:

«Этот документ, прежде всего, призван гарантировать всем учащимся, вне зависимости от того, где они живут, равные условия для получения качественного образования. Внедрение ЦОС, о которой идет речь в постановлении, никоим образом не подменяет собой традиционный очный формат обучения как ключевой для российской системы образования».

Скорее всего, под заявлением министра образования о том, что цифровая образовательная среда не отменяет очный формат, следует понимать только намерения, поскольку в случае с пандемией ни один документ не может ничего гарантировать.

Можно, конечно, надеяться вместе с министром и ожидать внедрения ЦОС, но каждый учитель знает, как сложно «настроить детей на рабочий лад» после длинных каникул, а тут система разбалансирована уже год. Понятно, что настроить удаленный доступ к образовательным платформам во всех уголках необъятной страны – нелегкая задача. Но она – более перспективная, потому что дает возможность не переносить сроки аттестаций, не сокращать или упрощать выполнение обязательных требований учебных программ.

И, раз уже в современных условиях внедрение цифровой образовательной среды – неизбежность, а традиционный формат обучения – ключевой, то не пора ли внести ясность в вопросах организации образовательного пространства, чтобы оно не зависело от пандемии.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Новости образования
Программу «Стартап как диплом» одобрили в российским правительстве
Как сообщает ТАСС, в российском правительстве одобрили внедрение в национальный проект «Наука и университеты» программы «Стартап как диплом», нацеленн..
Программу «Стартап как диплом» одобрили в российским правительстве
16 апр. 2021 г.
0
45
Уровень развития цифровой культуры в школах Москвы признан одним из самых высоких в мире
По сообщению ТАСС, согласно результатам исследований международной компании BCG, Москва вошла в число лидеров по уровню развития цифровой культуры в ш..
Уровень развития цифровой культуры в школах Москвы признан одним из самых высоких в мире
14 апр. 2021 г.
0
235
Тренеров спортивных школ и центров наделили статусом педагога
Как передаёт ТАСС, Государственная Дума РФ приняла сегодня в третьем, заключительном, чтении правительственный законопроект, согласно которому тренеры..
Тренеров спортивных школ и центров наделили статусом педагога
14 апр. 2021 г.
0
215
Оставить свой комментарий

Ваш город: