По информации, опубликованной на официальном портале Рособрнадзора, ведомство разработало концепцию мониторинга качества дошкольного образования, которая должна унифицировать оценку образования этой ступени в различных регионах. Надзорная служба организовала круглый стол, где прошло обсуждение результатов прошедшего в текущем году апробационного исследования на основе новой концепции.
Участниками данного исследования стали свыше 500 детских садов из 56 регионов. В следующем году, по словам Ирины Федосовой, директора Национального института качества образования, через новоиспечённую процедуру пройдут не менее 5% всех дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) страны.
В ходе исследования осуществлялось изучение условий, созданных для детей в детских садах, уровня подготовки воспитателей, ожиданий родителей от дошкольного образования.
Татьяна Волосовец, исполняющая обязанности директора Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, обращая внимание на то, что задачей ДОУ является формирование предпосылок для дальнейшего успешного обучения ребёнка в школе, отметила: «Читать, считать, писать детей научат в первом классе. В детском саду мы готовимся к школе, но мы готовимся психологически: развиваем внимание, память, мышление, воображение, речь ребёнка».
В своих комментариях к исследованию И. Федосова сообщила о том, что оно выявило дефицит знаний педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в возрасте до 3 лет, а также низкий уровень взаимодействия с родителями и проблемы с пониманием ребёнка.
Стоит отметить, что апробационный мониторинг был проведён путём самооценки по определённому набору параметров, а после этого – путём внешней оценки экспертами. Участники исследования были разделены по своим показателям на 5 уровней. По результатам самооценки средний уровень оказался 2,86 баллов, при этом ни один принимавший участие в мониторинге детский сад не смог достичь высшего балла. Также выяснилось, что в среднем в ДОУ с высокими показателями качества образовательной среды воспитанники опережают в развитии своих сверстников из других детских садов.
Полученные результаты будут проанализированы экспертами, а потом переданы в Министерство просвещения России для дальнейшего обсуждения. Затем их направят в регионы для организации деятельности по улучшению качества работы дошкольных образовательных учреждений и институтов повышения квалификации педагогов.