Как сообщает Агентство городских новостей «Москва», доцент Московского городского педагогического университета, кандидат филологических наук и автор учебников по литературе Ирина Мурзак заявила о том, что обязательность включения таких произведений, как «Война и мир» Л.Н. Толстого и «Тихий Дон» М.А. Шолохова, в школьную программу требует обсуждения. Большинство учеников эти романы не читают и возвращаются к ним уже в старшем возрасте.
Эксперт, в частности, сказала: «Я глубоко убеждена: можно было бы обсудить вопрос о том, чтобы некоторые тексты убирать из школьной программы. Речь идёт о больших романах «Война и мир», «Тихий Дон», которые наши дети не читают. Даже в 1980-х никто не читал этих больших текстов от корки до корки: мы возвращаемся к ним, став уже взрослыми. Смело могу утверждать как автор учебников для школы: совершенно легко можно заменить «Войну и мир», например, на «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Отца Сергия», и с этими текстами детально работать. А «Войну и мир» давать обзорно».
Кроме того, по словам И. Мурзак, сегодня учителя не используют новых методик при изучении со школьниками упомянутых романов. На уроках применяется канон анализа текста, сложившийся ещё в прошлом веке.
Такая ситуация, по её мнению, сложилась не потому что учителя плохие, а потому что они вынуждены работать в условиях, когда всё необходимо подгонять под формат ЕГЭ, который «убивает интерес к словесности, не мотивирует к чтению» и «приучает только к заучиванию сцен, образов и сопоставительных моментов сюжета, чтобы уложиться в требования КИМ» (контрольных измерительных материалов).
При этом И. Мурзак добавила, что школьники не получают никакого удовольствия от чтения и размышления над образами, поскольку используют готовые анализы «Войны и мира» и «Тихого Дона», найденные в интернете.