Российские учёные предложили изменить подход к нагрузке на уроках физкультуры, а премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление, утверждающее порядок формирования реестра наставников по работе с детьми.

Как пишет «Газета.Ru», учёные трех российских вузов – Тольяттинского государственного университета (ТГУ), Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН) и Московской государственной академии физической культуры (МГАФК) – предложили изменить подход к занятиям на уроках физкультуры в школе.
Специалисты полагают, что упражнения необходимо подбирать индивидуально под каждого ребёнка «в зависимости от его типа регуляции организма».
Учёные отметили, что нагрузка для детей на уроках физкультуры должна даваться с учётом индивидуальной работы их вегетативной нервной системы, которая отвечает за автоматические функции в организме человека – работу сердца и сосудов, дыхание, пищеварение.
По словам экспертов, есть дети более энергичные, возбудимые и чувствительные к стрессу, и их сердце быстрее реагирует на нагрузки. Другие же – более спокойные, расслабленные и неторопливые. У таких детей сердце работает медленнее и лучше восстанавливается после упражнений. Если таким разным ученикам давать одинаковую нагрузку, то это может привести к проблемам со здоровьем и навредить растущему организму.
По мнению доцента кафедры адаптивной физической культуры, спорта и туризма института физической культуры и спорта ТГУ Виктора Горелика, подростки испытывают стресс не только из-за загруженности в школе, но также и из-за возрастной перестройки организма, в связи с чем в организме школьника могут проявляться признаки нарушения регуляции какой-либо функции или системы.
Эксперт, в частности, пояснил: «Например, не соответствующая возможностям организма физическая нагрузка может вызвать головокружение, слабость, одышку, нарушение ритма сердца и даже обморок. Мы попытались понять, как каждый ребёнок реагирует на занятия физкультурой, чтобы подобрать для него правильные упражнения и исключить возможность дизрегуляторных проявлений».
В свою очередь, премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление, утверждающее правила формирования реестра наставников, которые будут привлекаться для индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, а также реестра организаций, участвующих в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.
Согласно постановлению, в реестр наставников войдут россияне, прошедшие подготовку в уполномоченной организации, подведомственной Министерству просвещения РФ. Претенденты должны подать заявление о готовности участвовать в профилактической работе с несовершеннолетними. В реестр организаций включены благотворительные, добровольческие и некоммерческие организации.
Формировать реестры будет Минпросвещения, а сами перечни будут размещать в государственной информационной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
По информации, предоставленной пресс-службой Минпросвещения РФ, постановление «позволит привлечь неравнодушных людей к работе с трудными подростками, что в целом повысит эффективность действующей системы».
Стоит отметить, что ранее было подписано постановление, согласно которому до 1 декабря 2025 года планируется запуск государственной информационной системы (ГИС) профилактики безнадзорности и правонарушений детей. Для них появится возможность назначить им наставников, которые будут оказывать поддержку и содействие в сфере досуга, профориентации, вовлечения в волонтёрскую деятельность. Реестр наставников будет формироваться на базе этой информационной системы. Оператором новой ГИС станет Минпросвещения.